Под таким заголовком опубликовано 25 января новое исследование McKinsey, названное Net-Zero transition.
«Капитальные затраты на физические активы для систем энергетики и землепользования при переходе к нулевому углеродному балансу между 2021 и 2050 годами составят около 275 трлн долларов, или в среднем 9,2 трлн долларов в год, что на 3,5 трлн долларов ежегодно больше, чем сегодня», сообщается в отчёте McKensey .
Чтобы представить это увеличение в сравнительном выражении, 3,5 триллиона долларов в 2020 году примерно эквивалентны половине глобальной корпоративной прибыли, одной четверти общих налоговых поступлений и 7 процентам расходов домашних хозяйств.
Кроме того, дополнительный 1 триллион долларов сегодняшних ежегодных расходов необходимо будет перераспределить из активов с высоким уровнем выбросов в активы с низким уровнем выбросов. С учетом ожидаемого увеличения расходов по мере роста доходов и численности населения, а также законодательно закрепленной в настоящее время переходной политики требуемое увеличение расходов будет ниже, но все равно составит около 1 трлн долларов.
Расходы будут первоочередными: они вырастут с 6,8% ВВП сегодня до целых 8,8% ВВП в период с 2026 по 2030 год, а затем упадут. Хотя эти потребности в расходах велики, а финансирование еще предстоит установить, многие инвестиции имеют положительную доходность (даже независимо от их роли в предотвращении растущих физических рисков) и не должны рассматриваться как просто затраты. Технологические инновации могут сократить капитальные затраты на технологии с нулевыми выбросами быстрее, чем ожидалось.
В этом сценарии глобальная средняя стоимость поставленной электроэнергии увеличится в ближайшем будущем, но затем упадет от этого пика, хотя это будет варьироваться в зависимости от региона.
По мере наращивания электроэнергетическим сектором возобновляемых источников энергии, а также мощностей по передаче и распределению, удельная себестоимость производства электроэнергии с полной нагрузкой, с учетом эксплуатационных расходов, капитальных затрат и амортизации новых и существующих активов, в этом сценарии может вырасти примерно на 25 процентов с 2020 по 2040 год и по-прежнему будет примерно на 20 процентов выше в среднем по миру к 2050 году.
Увеличение затрат в ближайшем будущем может быть значительно выше, чем оценено здесь, например, если проблемы с перебоями в энергосистеме не решаются должным образом. Стоимость поставки также может со временем упасть ниже уровня 2020 года из-за более низких эксплуатационных расходов на возобновляемые источники энергии при условии, что производители электроэнергии построят гибкие, надежные и недорогие сети.
Переход может привести к приросту около 200 миллионов и потере около 185 миллионов прямых и косвенных рабочих мест во всем мире к 2050 году. Это включает спрос на рабочие места в сфере эксплуатации и строительства физических активов. Спрос на рабочие места в секторах добычи и производства ископаемого топлива и энергетики, основанной на ископаемом топливе, может сократиться примерно на девять миллионов рабочих мест, в то время как спрос на около восьми миллионов прямых рабочих мест будет создан в секторах возобновляемой энергии, водороде и биотопливе к 2050 году.
Масштабы перераспределения рабочей силы, хотя и важные, могут быть меньше, чем масштабы других тенденций, включая автоматизацию. Тем не менее уволенным работникам потребуется поддержка, обучение и переквалификация в процессе перехода.
В то время как переход создаст возможности, секторы с продуктами или операциями с высоким уровнем выбросов, которые генерируют около 20 процентов мирового ВВП, столкнутся с существенным влиянием на спрос, производственные затраты и занятость.
В сценарии NGFS Net Zero 2050 добыча угля для использования в энергии почти прекратится к 2050 году, а объемы добычи нефти и газа будут примерно на 55% и 70% ниже, чем сегодня.
Изменения в процессах приведут к увеличению производственных затрат в других секторах, при этом к 2050 году возрастет производство стальной и цементной продукции примерно на 30 и 45 процентов, соответственно, согласно смоделированному здесь сценарию.
Спрос на электроэнергию в 2050 году может более чем удвоиться по сравнению с сегодняшним днем.
Более бедные страны и те, компании, работающие на ископаемом топливе, больше всего подвержены изменениям при переходе к нулевому уровню выбросов, хотя у них также есть перспективы роста. Эти страны более восприимчивы к изменениям объема производства, основного капитала и занятости, поскольку уязвимые сектора составляют относительно большую часть их экономики. Открытым географическим регионам, включая страны Африки к югу от Сахары и Индию, сегодня потребуется инвестировать в 1,5 или более раз больше, чем в странах с развитой экономикой, чтобы поддерживать экономическое развитие и строить низкоуглеродную инфраструктуру.
Воздействие в странах с развитой экономикой также может быть неравномерным; например, более 10% рабочих мест в 44 округах США связаны с добычей и переработкой ископаемого топлива, производством электроэнергии на основе ископаемого топлива и автомобилестроением. В то же время у всех стран будут перспективы роста благодаря обеспеченности природным капиталом, таким как солнечный свет и леса, а также благодаря их технологическим и человеческим ресурсам.
Потребители могут столкнуться с дополнительными первоначальными капитальными затратами и в ближайшем будущем им придется тратить больше на электроэнергию, если рост цен будет перенесен на них, и домохозяйства с низкими доходами во всем мире, естественно, подвергаются большему риску. На потребительские привычки также могут повлиять усилия по декарбонизации, в том числе необходимость замены товаров, сжигающих ископаемое топливо, таких как транспортные средства и системы отопления домов, и, возможно, изменение рациона питания для сокращения продуктов с высоким уровнем выбросов, таких как говядина и баранина.
Предварительные капитальные затраты на переход к нулевому уровню выбросов могут со временем привести к снижению эксплуатационных расходов для потребителей. Например, ожидается, что к 2025 году общая стоимость владения электромобилями будет ниже, чем у автомобилей с ДВС в большинстве регионов».
Источник: ecoindustry.ru